Джеронимо (Мескалеро-Чирикауа: Гояале Атабаскан), чье имя переводится как “тот, кто зевает”, был культовым и очень уважаемым знахарем из племени Бедонкохе , Апачи. Его соплеменники были уверены, что он обладал сверхъестественными способностями. Обладал даром предвидения, который он мог использовать во благо или во зло. Очевидцы рассказывали о том, как Джеронимо узнавал о далеких событиях, происходивших в далеких местах. Этот человек был полон сверхъестественных сил. Его соплеменники говорили о Джеронимо как о смотрящем в будущее, предвосхищающим действия врага с волшебной уверенностью. Они также уверяли, что Джеронимо мог исцелять раненых и даже воскрешать мертвых. Он был убежденным политическим лидером своей нации, который проводил многочисленные рейды против мексиканцев и США.
Прежде всего стоит отметить, Апачи -это собирательный термин, который охватывает несколько культурно связанных групп коренных американцев. Большинство из них происходят из региона Юго-запада Соединенных Штатов.
Джеронимо родился в период самых жестоких столкновений между Апачами и Мексикой, предположительно в июне 1829 в племени Бедонкохе, Апачи близ каньоне Но-Доон в июне 1829 года. Каньон тогда был частью Мексики, но сейчас находится недалеко от того места, где встречаются Аризона и Нью-Мексико. Его дед, Махко, был вождем апачей Бедонкохе. Джеронимо был простым ребенком, рожденным в суровых реалиях 19 века. Четвертый из восьми детей, он помогал своим родителям обрабатывать их два акра земли, сажая бобы, кукурузу, дыни и тыкву.
Его родители воспитали его в соответствии с традициями Апачей. Его отец рано умер. После смерти отца мать забрала его жить в Чихенде. В 17 лет Джеронимо женился на женщине по имени Алопе из племени апачей Недни-Чирикауа. Став воином он пошел к отцу Алопе и попросил ее руки, тот согласился на этот брак, если Джеронимо подарит ему «много» пони. Джеронимо ничего не ответил, но через несколько дней «появился перед вигвамом со стадом пони и взял с собой Алопе. Это была вся церемония бракосочетания, необходимая в нашем племени». От этого брака у них родилось трое детей. Она была первой из его девяти жен.
В 1835 году правительство Соноры назначило награду за апачей, которая со временем превратилась в выплату правительством 100 песо за каждый скальп мужчины старше 14 лет. Позже назначили награду в размере 50 песо за поимку взрослой женщины и 25 песо за ребенка в возрасте до 14 лет. Охотникам за головами также разрешалось хранить любую захваченную собственность Апачей. Награда за одного мужчину — Апача была больше, чем многие мексиканцы и американские рабочие зарабатывали за целый год.
5 марта 1858 года рота из 400 мексиканских солдат из возглавляемых полковником Хосе Марией Карраско напали на лагерь Джеронимо, пока мужчины торговали в городе. Среди убитых были его жена, дети и мать. Потеря его семьи привела к тому, что Джеронимо возненавидел всех мексиканцев на всю оставшуюся жизнь. Летом 1858 года Джеронимо изменился. Мягкий, мирный человек превратился в воина, одержимого жаждой мести. Вид хладнокровно убитой всей его семьи вызвал у Джеронимо ненависть к мексиканцам, которую он так и не преодолел.
«Я больше никогда не был доволен нашим тихим домом», — писал он. «Я поклялся отомстить мексиканским солдатам, которые причинили мне зло, и всякий раз, когда я… видел что-нибудь, что напоминало бы мне о прежних счастливых днях, мое сердце жаждало мести Мексике».
«Я убил много мексиканцев; не знаю, скольких, потому что часто я их не считал. Некоторые из них не стоили того, чтобы их пересчитывать. С тех пор прошло много времени, но все равно я не испытываю любви к мексиканцам. Со мной они всегда были коварными и злобными.» ⒸДжеронимо, Моя жизнь: Автобиография Джеронимо, 1905.
Разъяренный мексиканскими солдатами, которые не просто убили, но и пытали его семью и соплеменников, Джеронимо жаждал кровавой мести. Он пошел по тропе войны. Жажда крови Джеронимо не имели себе равных среди его современников. Его жестокость стала главной характеристикой его личности. По его словам он услышал голос, который уверял, что будет охранять его на пути мести. «Никакое оружие никогда не сможет убить тебя», — сказал ему голос. «Я возьму пули из ружей мексиканцев, так что у них не будет ничего, кроме пороха. И я буду направлять твои стрелы». И на самом деле как будто что-то охраняло его во время стычек с мексиканцами.
Калифорнийская золотая лихорадка привела к интенсивному притоку американских поселенцев на запад. С конца 1840-х по 1860-е годы сотни тысяч белых поселенцев мигрировали в Калифорнию и соседние регионы, чтобы попытать счастья в добыче золота, серебра и меди. Многие оставались жить в Нью-Мексико-на землях Апачей. Апачи защищались. В течение десятилетий конфликта между Апачами-мексиканцами и Апачами-Соединенными Штатами рейдерство стало неотъемлемой частью образа жизни Апачей, используемой не только в стратегических целях, но и в качестве способа заработка. Набеги, грабежи и всеобщий хаос стали неотъемлемой частью повседневной жизни индейцев Апачи. Кража скота, похищение людей, выкуп и грабеж были частью способа индейцев отомстить за вторжение чужаков на их земли и разрушение их образа жизни. Это также был способ выживания, возможность зарабатывать на жизнь.
Когда война с коренным населением вышла из-под контроля, армия США ввела законы для защиты вновь прибывших. Федеральное правительство объявило, что все коренные американцы, проживающие в Аризоне и на юго-западе Нью-Мексико, должны быть переселены в резервацию Сан-Карлос в Аризоне в 1870-х годах. Резервация, известная как “Адские 40 акров”, была засушливой и безлесной. Это была тюрьма Апачей.
Джеронимо не подчинился, и отправился в резервацию Охо Калиенте в Нью-Мексико, но был обманут. Его заманили предложением мирной встречи с Джоном Кламом, американским агентом в Сан-Карлосе. Но когда индейцы прибыли на встречу, Клам захватил Джеронимо и его людей и отвез их в Сан-Карлос, где их заковали в кандалы. Условия жизни в Сан-Карлосе были адскими, там свирепствовала оспа и их почти не кормили. В 1878 году Джеронимо и его друзья бежали в горы.
Возмущенный и наглостью Джеронимо и его побегом, бригадный генерал США. Нельсон А. Майлз захватил 5000 солдат — четверть армии — и преследовал беглеца и его 27 братьев-Апачей через Скалистые горы и горы Сьерра-Мадре. После сотни миль преследования, военные догнали отряд Апачей. Выбор был прост капитуляция или смерть.
Джеронимо согласился сдаться — если они позволят его людям остаться вместе. «Я сойду с тропы войны и буду жить в мире отныне», — сказал он, и он сдержал своё слово. БОльше никогда не проливал кровь. Двадцать семь Апачей были запихнуты в железнодорожные вагоны 8 сентября 1886 года и доставлены в Пенсаколу, штат Флорида. Многие из них умерли от туберкулеза по дороге. На следующий год истощенных пленников перевезли в казармы Маунт-Вернона в Алабаме. Джеронимо был приговорен к распилу бревен.
Именно здесь Джеронимо — больной, слабый, недоедающий, с духовными проблемами — принял невероятно трудное решение позволить своей новой беременной жене Ихтиде и их дочери Ленне уехать в Нью-Мексико. В культуре Апачей это было равносильно разводу. Это был последний раз, когда он их видел.
В 1894 году Джеронимо и 341 военнопленный Чирикауа были перевезены на американскую военную базу в Форт-Силле, штат Оклахома. Обманутый очередными пустыми обещаниями Джеронимо с нетерпением ждал переезда; он представлял, что у всех его людей там будет «ферма, скот и прохладная вода». Вскоре его подвиги и хитрость привлекли к нему внимание, и он нажился на своей недавно обретенной знаменитости. Согласно сообщениям, во время поездки на поезде он продавал любопытным свой автограф и за 25 центов пуговицы со своего пальто. Затем он пришивал новые между остановками и повторял процесс.
«Я больше не считаю себя индейцем», — сказал он американским солдатам. «Я белый человек и [хотел бы] побывать и посмотреть разные места. Я считаю, что все белые мужчины — мои братья, а все белые женщины — мои сестры — вот что я хочу сказать».
Но правительство не позволило им ассимилироваться. Вместо этого Апачи остались политическими заключенными. Правительство дало им каждому крупный рогатый скот, свиней, кур и индеек, но они не знали, что делать со свиньями, поэтому не держали их раньше. Когда они продавали свой скот и урожай, правительство сохраняло часть заработанных ими денег и вкладывало их в так называемый «Фонд Апачей», из которого сами Апачи не получили никакой выгоды.
«Если есть фонд Апачей, — писал Джеронимо, — то когда-нибудь он должен быть передан индейцам или, по крайней мере, у них должен быть отчет об этом, потому что это их доходы».
Джеронимо быстро стал знаменитостью Войн Апачей, так как англо-американцы видели в таких туземцах, как он, не более чем дикаря или обезьяну в кандалах — то, на чем можно зарабатывать деньги. Его невольная карьера в качестве экспоната началась в 1898 году, когда он появился на Транс-Миссисипской и Международной выставке в Омахе, штат Небраска. В 1904 году он появился на Всемирной выставке в Сент — Луисе, штат Миссури.
Журналисты часто спрашивали, могут ли они увидеть одеяло, которое он сделал из 100 скальпов своих жертв. Он разочаровывал всех, кто задавал такие вопросы, эта история была просто пропагандой, направленной на искажение общественного мнения против коренных американцев. Все, чего он хотел и о чем просил, — это позволить Апачам вернуться на Юго-Запад.
«Мы исчезаем с лица земли. Апачи и их дома каждый [были] созданы друг для друга самим Усеном [бог апачей]. Когда их забирают из этих домов, они заболевают и умирают. Сколько времени пройдет, пока не скажут, что Апачей больше нет?», часто говорил он.
В своей популярности Джеронимо увидел возможность заработать и помочь своим братьям. Он не испытывал никаких угрызений совести когда ярмарки рекламировали его как «Худшего, жестокого и кровавого индейца, который когда-либо жил». В конце концов, люди платили за то, чтобы увидеть именно его. Он просто играл роль ярмарочной обезьянки.
«Я продал свои фотографии за двадцать пять центов, и мне разрешили оставить десять центов из этого для себя»,-писал он. «Я также написал свое имя за десять, пятнадцать или двадцать пять центов, в зависимости от обстоятельств, и оставил все эти деньги себе. Я часто зарабатывал по два доллара в день, а когда возвращался, у меня было много денег — больше, чем у меня когда-либо было».
Джеронимо надеялся убедить президента Теодора Рузвельта позволить ему и Апачам вернуться домой на Юго-Запад. Он даже стал посещать Голландскую реформатскую церковь — церковь Рузвельта — в 1903 году, чтобы быть на его стороне. И хотя он присутствовал на второй инаугурации президента в 1905 году и встретился с президентом позже, ему было отказано в просьбе.
Через переводчика Рузвельт сказал Джеронимо, что у него «больное сердце». «Вы убили многих из моих людей; вы сожгли деревни, вы не были хорошими индейцами”, — ответил ему Рузвельт. Тем не менее, Джеронимо посвятил свою автобиографию Рузвельту, надеясь, что он прочитает и придёт к пониманию апачской стороны многолетнего конфликта.
«Я хочу вернуться в свой старый дом, прежде чем умру2, — сказал Джеронимо репортеру в 1908 году. «Я устал от борьбы и хочу отдохнуть. Хочу снова вернуться в горы. Я попросил Великого Белого Отца [президента Рузвельта] позволить мне вернуться, но он сказал «нет»».
К этому моменту у Джеронимо была еще одна жена Зи-йе (Апачи были полигамны). После смерти жены от туберкулеза, Джеронимо заботился о домашнем хозяйстве. Он мыл посуду и подметал пол, убирался в доме и заботился о своей большой семье.
Примерно в 1908 году возраст Джеронимо начал заметно влиять на его повседневную жизнь. Он слабел, и его мысли начали блуждать. Он начал кое-что забывать. 11 февраля 1909 года, когда он продал несколько луков и стрел в Лоутоне, штат Оклахома. В ту ночь он ехал пьяный, случайно упал с лошади и упал в ручей. Его обнаружили только на следующее утро с начинающимся воспалением легких.
15 февраля 1909
Сильная простуда переросла в пневмонию. Один из разведчиков рассказал об этом доктору, который отправил скорую помощь к дому Джеронимо. Прикованный к постели военачальник окружен примерно дюжиной женщин-апачей, которые отказываются пускать его в “дом смерти”, так на языке апачей называется больница. Последним желанием Джеронимо было, чтобы его детей доставили в Форт-Силл, чтобы они могли быть рядом с ним, в момент, когда он умрет . Неясно, кто именно неправильно понял эти указания, но эта просьба была отправлена письмом, а не телеграммой.
17 февраля 1909
В течение двух дней его сильный дух отказывался сдаваться, пока он не сможет еще раз увидеть своих детей. Они не приехали. В 6:15 утра, он закрывает глаза и сдается в последний раз. Ему было 79 лет. Он был похоронен в Форт-Силле, штат Оклахома, на кладбище апачей Биф-Крик.
18 февраля 1909
Похороны в три часа. Армия предоставляет мужчинам-апачам отпуск на полдня, чтобы они могли присутствовать. Роберт и Ева дети Джеронимо наконец то прибывают на поезде, и похоронная процессия отправляется на кладбище.
Перед тем, как могила будет засыпана, родственники торжественно кладут в гроб его хлыст для верховой езды и одеяло. (Перед смертью Джеронимо сказал своей жене привязать его лошадь к определенному дереву и повесить его вещи на восточной стороне его могилы, а через три дня он придет и заберет их.)
Когда проверяют его банковский счет в Лоутоне, выясняется, что на момент смерти Джеронимо в банке было более 10 000 долларов! Оказывается, старина нажился на своей славе. В сегодняшних деньгах это было бы больше четверти миллиона долларов.
После смерти Джеронимо Аса Даклуджи и Юджин Чиуауа настойчиво добивались от правительства США, чтобы апачи из Оклахомы вернулись на юго-запад. С быстрым приближением Первой мировой войны армия США была готова избавиться от бремени, и поэтому весной 1913 года большинство апачей Форт-Силла (некоторые предпочли остаться в Оклахоме) погрузили все свои домашние вещи, людей и собак на поезд, который доставил их в Тулароса, Нью-Мексико. Члены племени апачей мескалеро встретили их на железнодорожной станции с фургонами, и они начали свой долгий путь в гору, к новой жизни.
То, что осталось от воина-апача в наши дни, — это вдохновляющая, хотя и трагическая история человека, который постоял за себя. Джеронимо защищал свою общину, когда мог, и делал все для своей семьи. Несмотря на все его усилия, у него отняли тех, кого он любил, и обращались с ним как с животным, когда все было потеряно.
Даже сейчас люди посещают его надгробие, украшенное парящим орлом, и представляют, какое мужество, должно быть, потребовалось, чтобы бросить вызов этой новой американской империи.
«Хотя я стар, мне нравится работать и помогать своим людям, насколько это в моих силах». Джеронимо, легендарный воин-апач, написал эти слова после 75 лет именно этого: помощи своему народу. Его последними словами было: “Я никогда не должен был сдаваться. Я должен был сражаться до тех пор, пока не остался в живых последним».
Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Geronimo
https://allthatsinteresting.com/
Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.
С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.
Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.
Больше на Волчья тропа
Subscribe to get the latest posts sent to your email.