Кокопелли — символ, который широко распространён в мифологии и культуре коренных американцев. В настоящее время этот образ широко эксплуатируют по всему миру, его изображения можно увидеть на футболках, чашках, в сувенирной продукции, а недавно я даже заметила Кокопелли на упаковках кофе.
Но что означает этот символ? Кокопелли — это слово индейцев хопи, большинство известных изображений созданы на основе рисунков хопи, которые, в свою очередь, заимствовали его из древних символов индейцев анасази.
Символ Кокопелли изображается в виде горбатого человека, который танцует и играет на флейте. Это единственный антропоморфный петроглиф, у которого есть имя, личность и определённый пол. Хотя происхождение Кокопелли как божества и его роль в культуре Юго-Западной Америки трудно восстановить, ясно, что он был важен для многих индейских племён.
Особенно известен Кокопелли в древней культуре анасази в районе «Четырёх углов» (Колорадо, Аризона, Нью-Мексико и Юта). Его значение для юго-западных индейцев сравнивают с важностью Авраама для евреев и Павла для христиан.
Ko-ko-pel-li (kô kô pel´ lê) (произносится как «Кока-а-пилау») — язык Хопи содержит слово «кокопилау», которое буквально переводится как «горбатый флейтист». Это мифический символ, бог плодородия, олицетворяющий зачатие человека, удачной охоты и творчества — музыки и танца.
Так кем был Кокопелли?
Кокопелли — бог плодородия, шутник, целитель и рассказчик историй, известный на протяжении веков. Он олицетворяет истинный юго-запад США и является священной фигурой для многих коренных американцев этого региона.
Первые петроглифы с изображением Кокопелли были вырезаны более 3000 лет назад. Самые ранние его изображения известны на гончарных изделиях хохокамов, датируемых периодом между 750 и 850 годами до нашей эры. Хотя его истинное происхождение остаётся неизвестным, этот странствующий персонаж, играющий на флейте, является священной фигурой для многих коренных американцев юго-запада.
Резные фигурки согнутого флейтиста можно найти раскрашенными и вырезанными на каменных стенах и валунах по всему юго-западу США.
О Кокопелли существует множество легенд. Одна из них гласит, что он путешествовал из одной деревни в другую, принося смену времён года. Он таял снег и вызывал дожди, чтобы обеспечить богатый урожай.
Также говорят, что на спине Кокопелли были изображены мешки с семенами и песнями, которые он нёс с собой. Игра на флейте символизировала переход от зимы к весне. Индейцы верили, что весенний ветерок слышит флейту Кокопелли и приносит тепло. Они считали, что он был источником человеческого зачатия.
Для одних он был волшебником, для других — рассказчиком, учителем, целителем, обманщиком, торговцем или богом урожая и удачной охоты. Но почти везде его считали предвестником плодородия, обеспечивающим успех в охоте, выращивании сельскохозяйственных культур и зачатии человека.
Анасази, которые первыми заявили права на Кокопелли, были в основном фермерами, выращивавшими кукурузу, бобы и кабачки. Они считали Кокопелли символом плодородия и всегда приветствовали его во время посева кукурузы. Визит Кокопелли обеспечивал хороший урожай.
Согласно легенде навахо, Кокопелли был богом урожая и изобилия — добрым второстепенным богом, который приносил людям обильные дожди и пищу. Зуни считали его Жрецом Дождя, способным вызывать дождь по своему желанию.
В некоторых племенах его считали духовным целителем, обладающим реальными целебными способностями. Например, женщины хопи обращались к нему, когда не могли иметь детей. Он помогал им восстановить способность к деторождению.
По легенде хопи, Кокопелли проводил много времени, зашивая семена и соблазняя молодых девушек из деревни, в то время как его супруга, Кокопелли Мана, привлекала внимание мужчин! Согласно легенде, когда жители деревни слышали игру Кокопелли на флейте, они пели и танцевали всю ночь. А на следующее утро каждая девушка в деревне была беременна.
В мифологии Хо-Чунк его пенис отцепляется и иногда уплывает по реке с целью вступления в сексуальные контакты с невинными девушками, которые в ней купаются. В мифологии Хопи, Кокопелли на своей спине разносит женщинам еще не рождённых детей (из-за чего молодые девушки его боятся). Каким бы ни был истинный смысл слова Кокопелли, он был источником веселья, музыки и танцев.
Другие имена Кокопелли
Кокопелли известен под разными именами. Например, у народа хопи он известен как Кокопилау, что означает «деревянный горб». Менее известный женский аналог Кокопелли — его жена Кокопелли Мана.
У народа хохокам Кокопелли называют Kokopelmana, у народа пуэбло — Kokopeltiyo, у народа зуни — Ololowishkya. Также есть легенда о Кокопелли, которая хорошо сохранилась в древних наскальных рисунках, возраст которых насчитывает 3000 лет. Легенда о Кокопелли не менее популярна и сегодня — она пережила более ста поколений.
Образ Кокопелли может различаться в зависимости от легенд о нём. Часто его изображают как горбатого флейтиста с большим фаллосом и антенноподобными выступами на голове. Если на изображениях Кокопелли присутствует фаллос, то он изображается необычно длинным и прямостоячим. Это символизирует плодородное семя человека. Обычно фаллос изображается выступающим вверх из нижней части тела. Иногда он отображается только в виде линии или стрелки.
В чаше тысячелетней давности, которая выставлена в национальном парке Меса-Верде, фаллос Кокопелли изображён очень чётко. Считается, что образ Кокопелли был изменён со временем в угоду европейским колонистам. На протяжении многих лет фаллос изображался всё реже и реже. Это объясняется влиянием католических священников, которые занимались христианизацией индейцев на юго-западе США. В современном варианте Кокопелли часто изображают в килте и с поясом.
На некоторых рисунках, изображающих Кокопелли, можно увидеть узловатые колени и косолапость. Некоторые современные медики предполагают, что на этих рисунках изображён человек с физическими особенностями, характерными для людей, страдающих болезнью пота, которая является разновидностью туберкулёза. Изображения, созданные на керамике десять веков назад представителями культуры хохокам в Аризоне и Пуэбло, стали прообразом для современных изображений.
По сей день он остаётся почитаемым потомками коренных американцев, включая народы хопи, таос и Acoma Pueblo. Этот образ является одним из самых загадочных и популярных в древнеиндейской мифологии. Его необычная натура, щедрость и жизнелюбие — вот основные причины, по которым он занял такое важное место в мистицизме коренных американцев. У него был игривый и беззаботный характер, который, казалось, пробуждал в людях только лучшее. Кокопелли настолько харизматичен, что на протяжении тысячелетий его продолжали почитать рассказчики, художники и мастера.
Что именно Кокопелли несёт в своём мешке? В мифах племени Пуэбло говорится, что он несёт семена, младенцев и одеяла для девушек, которые ему понравились. По словам навахо, горб Кокопелли сделан из облаков, наполненных семенами и радугой. В деревне Хопи в Орайби считается, что Кокопелли носил рубашки и мокасины из оленьей кожи, которые он обменивал на невест или младенцев, оставляя их молодым женщинам. Другие же верят, что в мешке Кокопелли находятся семена всех растений и цветов мира, которые он разбрасывает каждую весну.
Согласно легенде Сан-Ильдефонсо, Кокопелли был бродячим флейтистом, который путешествовал из деревни в деревню, обменивая новые песни на старые. Он нёс песни на спине и дарил радость и удачу каждому, кто слушал его мелодии. Кокопелли символизировал всё чистое и духовное в музыке. Его волшебная флейта несла в себе счастье и радость. Когда он играл на ней, солнце выглядывало из-за туч, снег таял, трава начинала расти, птицы запевали, а животные собирались вокруг, чтобы послушать его мелодии. Его музыка успокаивала землю и подготавливала её к принятию его семени.
Считалось, что магия флейты Кокопелли стимулирует творчество и помогает сбываться хорошим мечтам. В нём есть нечто притягательное и неподвластное времени, что очаровывает людей даже в наш современный технологический век.
Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.
С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.
Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.
Больше на Волчья тропа
Subscribe to get the latest posts sent to your email.