Оккупация Алькатраса была оккупацией острова Алькатрас 89 коренными жителями союзных коренных народов, которые называли себя, Индейцы всех племен (IOAT). Согласно договору заключенному в Форт-Ларами (1868 г.) между США и лакота, все выведенные из эксплуатации, заброшенные или неиспользуемые федеральные земли должны были быть возвращены коренным народам, у которых они были отобраны. Поскольку пенитенциарное учреждение Алькатрас было закрыто 21 марта 1963 года, а остров был объявлен избыточной федеральной собственностью в 1964 году, ряд активистов считали, что остров подлежит рекультивации. Оккупация Алькатраса длилась девятнадцать месяцев, с 20 ноября 1969 года по 11 июня 1971 года, и была насильственно прекращена правительством США. Оккупация Алькатраса оказала прямое влияние на «федеральную политику в отношении индейцев» и своими видимыми результатами и с трудом завоеванными победами создала прецедент для более поздней активности коренных народов.
История Алькатраса
Скалистый остров Алькатрас, вероятно, впервые был заселен коренным населением более 15 000 лет назад. До прихода испанских и португальских исследователей более 10 000 коренных жителей, которых позже назовут олоне (индейское слово мивок, означающее «западный народ»), жили в прибрежной зоне между Пойнт-Сур и заливом Сан-Франциско, регулярно посещая Алькатрас.
Вероятно, остров использовался коренным населением для рыбной ловли, охоты на морских птиц и сбора яиц, и, по странному стечению обстоятельств — как будто предвещая последующее использование — место для ссылки людей, которые нарушили общественные правила.
Раннее использование острова Алькатрас коренным населением трудно реконструировать, поскольку большая часть истории племен и деревень была передавалась из поколения в поколение как устная история народа. Большая часть этой устной истории была утеряна в результате огромного сокращения численности индейцев Калифорнии после контактов с европейцами. На основе устной истории можно сделать вывод, что Алькатрас использовался как место изоляции или остракизма для членов племени, которые нарушили закон племени или табу, место для кемпинга, место для сбора пищи, особенно птичьих яиц и морских обитателей, а также Алькатрас использовался также как укрытие для тех кто пытался сбежать из Калифорнийской миссионерской системы.
Остров был позже “открыт” испанцами в конце 18 века и назван в честь архаичного испанского слова, означающего “пеликан”. Из-за его относительной изоляции, скалистой среды обитания и ледяных вод залива Сан-Франциско, Алькатрас стал военным форпостом и местом ссылки преступников и военнопленных.
После того, как остров Алькатрас стал тюрьмой, на острове содержались как военные заключенные, так и гражданские лица. Среди них было много американских индейцев. Самая большая группа индейских заключенных, приговоренных к заключению на Алькатрасе, произошла в январе 1895 года, когда правительство США арестовало, судило и отправило девятнадцать моки хопи на остров Алькатрас. Индейцы продолжали содержаться в качестве заключенных в дисциплинарных казармах на острове до конца 1800-х и начала 1900-х годов.
До того, как остров стал знаменитой федеральной тюрьмой, он служил военным фортом, а затем военной тюрьмой. В какой-то момент перехода от форта к тюрьме остров получил прозвище “Скала”, которое следует за ним и по сей день. Между 1934 и 1963 годами остров Алькатрас использовался как культовая федеральная тюрьма строгого режима, в которой среди других заключенных содержался Аль Капоне — печально известный преступник и гангстер.
После того, как Алькатрас прекратил быть местом лишения свободы, его статус неиспользуемой федеральной земли сделал его образцом для восстановления коренных народов. Договор 1868 года в Форт-Ларами гласит, что неиспользуемые или изъятые из обращения федеральные земли будут возвращены племенам коренных американцев. Этот договор был частью длинного списка документов, принятых для установления суверенитета коренных племен, отдельно от правительства США. Ни один из этих договоров не был соблюден.
Захват Алькатраса
На самом деле, было три отдельных захвата острова Алькатрас, один 9 марта 1964 года, один 9 ноября 1969 года и оккупация, которая длилась девятнадцать месяцев и началась 20 ноября 1969 года.
Захватом острова Алькатрас «руководила группа коренных американцев «Индейцы всех племен» (IAT)». Захват власти длился 14 месяцев и закончился, когда федеральное правительство насильственно выселило индейцев.
9 марта 1964 года Ричард Маккензи и другие сиу заняли Алькатрас на четыре часа.
9 ноября 1969 в этот день индейцы снова пришли на остров Алькатрас, когда Ричард Оукс, Аквесасне Мохок и группа индейских сторонников отправились на зафрахтованном судне «Монте-Кристо», чтобы символически заявить права на остров для коренного народа. Прибыла еще одна группа активистов. Недалеко от острова находилась лодка, на которой находились Ричард Оукс (ирокез), Джим Вон (чероки), Джо Билл (эскимос), Росс Харден (хо-чанк) и Джерри Хэтч. Затем мужчины прыгнули за борт, поплыли к берегу и заявили права на остров по праву открытия. Позже в тот же день большая группа отправилась на остров. Четырнадцать остались на ночь. На следующий день группа провозгласила остров по праву открытия. Затем они покинули остров.
20 ноября 1969 года американские индейцы снова высадились на Алькатрасе — несмотря на попытку блокады береговой охраной. Среди 79 индейцев были студенты, супружеские пары и шестеро детей, в том числе актер Бенджамен Братт и его братья и сестры, символическая оккупация превратилась в полномасштабный захват, который продолжался до 11 июня 1971 года.
Чтобы объявить о своих действиях всему миру, диссиденты выпустили Прокламацию Алькатраса. Они обвинили США в нарушении многочисленных индейских договоров. Группа заявила, что они намерены захватить остров для строительства центра изучения коренных американцев, духовного центра, экологического центра и Музея американских индейцев.
Следует помнить, что оккупационные силы первоначально состояли из молодых городских студентов индейских колледжей. И х лидером был Ричард Оукс. Большинство описывают Оукса как красивого, харизматичного, талантливого оратора и прирожденного лидера. Оукс был очень образован, и именно его называли вождем, мэром Алькатраса.
Ричард Оукс направил послание в Министерство внутренних дел Сан-Франциско:
«Мы приглашаем Соединенные Штаты признать справедливость нашего требования. Выбор теперь лежит на лидерах американского правительства — применить к нам насилие, как и раньше, чтобы изгнать нас с земли нашего Великого Духа, или ввести реальные изменения в его отношении к американским индейцам. Мы не боимся вашей угрозы обвинить нас в преступлениях на нашей земле. Мы и все другие угнетенные народы приветствовали бы зрелище доказательства перед миром вашего титула путем геноцида. Тем не менее, мы стремимся к миру «.
Так начались многомесячные переговоры с федеральным правительством. За то что Федеральное бюро расследований и Береговая охрана допустили самовольный захват территорий они ушли в отставку по приказу президента Ричарда Никсона.
В День благодарения 1969 года сотни людей собрались у Скалы, чтобы выразить поддержку оккупации и возвращение территорий индейцам. В декабре Джон Труделл (индейский писатель, поэт, актер, музыкант и политический деятель. Он был представителем захвата Алькатраса индейцами всех племен) начал ежедневные радиопередачи с острова.
В январе 1970 оккупанты начали публиковать информационный бюллетень.
Джозеф Моррис (племя черноногих), арендовал место на пирсе 40 для перевозки припасов и людей на остров.
Грейс Торп, дочь Джима Торпа (мы писали о нем ранее), была одним из оккупантов. Она помогла убедить знаменитостей Джейн Фонду, Энтони Куинна, Марлона Брандо, Джонатана Уинтерса, Баффи Сент-Мари и Дика Грегори посетить остров в знак поддержки и солидарности. Рок-группа Creedence Clearwater Revival пожертвовала 15 000 долларов на лодку для надежной транспортировки в Алькатрас.
Люди приезжали в Алькатрас со всего штата, чтобы принять участие в захвате, но Калифорния изначально не была домом для многих оккупантов. После второй мировой войны, в попытке построить послевоенное общество, правительство США начало требовать исконные земли индейцев для использования в инфраструктурных проектах. Один из таких примеров — Акты о предотвращении наводнений 1944 года, подписанные президентом Франклином привело к строительству плотин вдоль реки Миссури, которые в конечном итоге затопили более 22 тысяч акров земель янктон-сиу и затронули 23 резервации коренных народов.
Вслед за нанесением ущерба землям коренных американцев последовало то, что называлось переселением американских индейцев в города, программа, которая отправила массы коренных жителей в такие мегаполисы, как Чикаго, Сиэтл, Миннеаполис, Денвер и, конечно же, Сан-Франциско. Обещания рабочих мест и жилья в этих городах привели к серьезному сдвигу: 80 процентов коренных американцев теперь жили в городах. Неудивительно, что правительство не смогло выполнить свои обещания, и этот шаг привел к безработице, тоске по дому, алкоголизму и отсутствию культурных связей. Вырванные из привычной среды и оторванные от природы индейцы не могли привыкнуть к новым условиям жизни.
Для этого поколения “городских индейцев” Алькатрас стал пространством для восстановления самобытности коренных народов.
Поскольку на острове было так много людей, многие из которых планировали остаться как можно дольше, туземцы, начали строить новую жизнь на остатках тюрьмы. Хотя разногласия существовали на протяжении всей оккупации. Остров быстро превратился в принципиальное, организованное общество.
На второй день захватчики открыли медицинскую клинику, в которой работали три врача и две медсестры, в том числе Мадонна Громовой Ястреб — теперь представитель племени в рамках проекта «Закон народа лакота». В течение недели была создана школа Big Rock School, кампус K-12, в котором в итоге обучилось 22 слушателя. Люди переехали в бывшие тюремные камеры и сделали Алькатрас своим новым домом.
Федеральное правительство, которое с самого начала настаивало на том, чтобы индейцы покинули остров, возвело баррикаду вокруг острова и в конечном итоге согласилось с требованиями совета по делам индейцев о проведении официальных переговоров. Переговоры об освобождении Алькатраса взял на себя специальный советник президента Ричарда Никсона Леонард Гармент. Индейцы хотели получить право собственности на остров, они хотели основать индийский университет, культурный центр и музей. Правительственные переговорщики настаивали на том, что оккупанты не могут получить ничего из этого, и настаивали на том, чтобы они покинули остров.
Однако, как и во многих длительных протестах, начали возникать проблемы. Население превысило вместимость острова. Люди ссорились. В начале 1970 года началась борьба за власть. Две группы выступили против Ричарда Оукса, и когда в январе 1970 года студенты начали возвращаться к занятиям, их заменили индейцы из городских районов и резерваций, которые не участвовали в первоначальной оккупации.
5 января 1970 года, 13-летняя падчерица Оукса, Ивонн Оукс, упала с лестницы и разбилась насмерть. После инцидента у Оукса и его семьи не осталось сил продолжать, и они покинули остров, оставив позади борьбу.
Федеральное правительство отреагировало на оккупацию, заняв позицию невмешательства. ФБР было приказано держаться подальше от острова. Береговой охране было приказано не вмешиваться, а Администрации государственных служб (GSA) было приказано не выселять индейцев с острова. Хотя жителям острова казалось, что переговоры действительно ведутся, на самом деле федеральное правительство играло в выжидательную игру, надеясь, что поддержка оккупации ослабнет и жители острова решат прекратить оккупацию. В какой-то момент были проведены секретные переговоры, на которых оккупантам была предложена часть Форт-Майли в Сан-Франциско в качестве альтернативы острову Алькатрас. Однако к этому времени, к середине 1970-х годов, жители острова настолько укоренились, что было бы достаточно полного права собственности на остров, создания университета и культурного центра.
Тем временем правительство отключило все электричество и вывезло водную баржу, которая снабжала оккупантов пресной водой. Через три дня после удаления водной баржи на острове вспыхнул пожар (не думаю, что это была случайность). Несколько исторических зданий были разрушены. Правительство обвиняло индейцев, индейцы обвиняли правительственных агентов под прикрытием, пытающихся обратить общественную поддержку против них.
Со временем новое население на острове стало проблемным. Ежедневные отчеты правительственного смотрителя на острове, а также свидетельства оставшихся первоначальных участников захвата жалуются на открытое употребление наркотиков, борьбу за власть и общую неразбериху в руководстве. Предполагалось, что восторжествует эгалитарная форма правления, но не было видно руководства, с которым правительство могло бы вести переговоры.
Оккупация продолжалась и в 1971 году, возникли различные новые проблемы. В попытке собрать деньги на покупку продуктов питания, индейцы якобы начали снимать со зданий медную проводку и медные трубки и продавать их как металлолом. Трое оккупантов были арестованы, предстали перед судом и признаны виновными в продаже около 600 фунтов меди. В начале 1971 года пресса, которая в основном поддерживала жителей Алькатраса, повернулась против них и начала публиковать истории о предполагаемых избиениях, наркотиках и нападениях; один случай нападения был возбужден в судебном порядке. Вскоре правительству удалось найти небольшую поддержку.
Всё имеет конец
В январе 1971 года два нефтяных танкера столкнулись у входа в залив Сан-Франциско. Хотя было признано, что отсутствие светового сигнала Алькатраса или противотуманного сигнала не сыграло никакой роли в столкновении, этого было достаточно, чтобы подтолкнуть федеральное правительство к действию. Президент Никсон дал добро на разработку плана эвакуации. Решено было провести захват и эвакуацию, когда на острове будет наименьшее количество людей, и использовать как можно меньше силы.
10 июня 1971 года вооруженные федеральные маршалы, агенты ФБР и полиция специального назначения наводнили остров и вывезли пять женщин, четырех детей и шестерых безоружных индейцев мужчин. Оккупация закончилась.
Об успехе или провале оккупации не следует судить по тому, были ли выполнены требования оккупантов. Хотя оккупантам не было предоставлено право собственности на Алькатрас, движение не потерпело неудачу. Это вдохновило общественное сознание на тяжелое положение с суверенитетом коренных народов, послужило катализатором десятилетий активности коренных народов и сделало самоопределение коренных народов обязательным включением в будущую политику. Основными целями индейцев на Алькатрасе были пробуждение американской общественности и привлечения внимания к реальности бедственного положения первых американцев и утверждение необходимости самоопределения индейцев. В результате оккупации, прямой или косвенной, официальная правительственная политика уничтожения индейских племен была прекращена, и политика самоопределения индейцев стала официальной политикой правительства США.
В период пребывания оккупантов на острове Алькатрас президент Никсон вернул Голубое озеро и 48 000 акров земли индейцам Таос. Оккупированные земли недалеко от Дэвиса, штат Калифорния, станут домом для университета коренных американцев. Захват офисов Бюро по делам индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия, приведет к найму коренных американцев на работу в федеральное агентство, что оказало такое большое влияние на их жизнь.
Алькатрас, возможно, и был потерян, но оккупация породила политическое движение, которое продолжается и по сей день.
Каждый год, начиная с 1975 года, в День благодарения коренные жители и союзники возвращаются на остров Алькатрас, чтобы принять участие в церемонии восхода солнца, чтобы почтить память 1969 года. В последние годы в церемонии приняли участие более тысячи участников. Собрание совпадает с Национальным днем траура, проводимым в Массачусетсе, и празднует стойкость коренных народов в условиях ужасов переселения.
Все эти акты оккупации и восстановления — Алькатрас, Раненое колено, — это тлеющие угли, которые разжигают огонь сопротивления продолжающемуся жестокому обращению с местными общинами и землей.
“Алькатрас — это не остров, это идея”, — однажды сказал Оукс. “Это идея о том, что вы можете вернуть и контролировать свою жизнь и свою судьбу, а также самостоятельно определять свое будущее”.
Эта идея, более чем 50 лет спустя, жива и процветает.
Источники: https://lakotalaw.org/ и https://www.nps.gov/
Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.
С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.
Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.
Больше на Волчья тропа
Subscribe to get the latest posts sent to your email.