Мы живем в трудное время. Это видно в нашей политике, в наших школах и домах. Массовые расстрелы в школах, на работе и других общественных местах — пугающая проблема современного общества. Убийства на фоне вспыхнувшего скандала дома, зачастую люди потом сами не могут объяснить что произошло. Причина одна, мы не умеем контролировать свой гнев. Гнев может быть опасной эмоцией, но он также может быть положительной силой.
Во время исследования многие инуитские семьи жили так же, как жили их предки в течение тысяч лет. Зимой они жили в иглу, а летом — в палатках.
“Мы питались только тем, что давала природа, например рыбой, тюленями и карибу”, — рассказывает Майна Ишулутак, продюсер и учитель языка, которая в детстве вела такой же образ жизни.
Бриггс быстро заметила, что в этих семьях есть нечто особенное: взрослые умеют управлять своим гневом их самоконтроль поражал.
“Они никогда не злились на меня, хотя я их очень раздражала”, — сказала Бриггс в интервью Канадской телерадиовещательной корпорации
По ее словам, даже небольшое выражение недовольства или разочарования считалось недостойным и детским. Например, однажды кто-то случайно пролил кипяток в иглу, повредив ледяной пол. Никто не изменил своего лица. “Простите”, — спокойно сказал виновник и пошел наливать новый чай. В другом случае леска, которую делали несколько дней, сразу же порвалась при первом же использовании. Никто не взорвался от гнева. “Почините это”, — тихо сказал кто-то.
В сравнении с ними, Бриггс казалась дикой девочкой, хотя она и старалась сдерживать свой гнев. “Я вела себя намного хуже, менее тактично и более импульсивно. [Я была] часто импульсивной и антисоциальной. Я сердилась, или рычала, или делала что-то, чего они никогда не делали «.
Джин, описала свои наблюдения в своей первой книге “Никогда не гневайся”. Но у нее оставался вопрос без ответа: как инуитские родители учат своих детей этому умению? Как инуиты воспитывают маленьких детей, склонных к капризам, и делают из них спокойных взрослых?
В 1971 году, она нашла решение загадки. Однажды она шла по каменистому берегу в Арктике и увидела молодую мать, играющую со своим ребенком — маленьким мальчиком около 2 лет. Мама взяла камень и сказала: “Ударь меня! Давай. Ударь меня сильнее”. Мальчик кинул камень в свою мать, и она закричала: “Оооооо. Это больно!”
Бриггс была в шоке. Мать, казалось, учила ребенка тому, чего родители не хотят. Что это за штука? Позже выяснилось, что мать использовала эффективный метод воспитания, чтобы научить своего ребенка управлять своим гневом, одну из самых удивительных стратегий воспитания, с которыми она сталкивалась. И ее действия, казалось, противоречили всему, что Бриггс знала об инуитской культуре.
Никаких ругательств, никаких пауз
С 60-х годов Арктика претерпела большие изменения. Семьи инуитов были вынуждены переехать в города по распоряжению канадского правительства. Однако община старается не терять традиционные способы обучения. Ведь воспитание ребенка не сводится к тому, чтобы не кричать на него или рассказывать сказки – это только часть общей системы. Когда ребенок-инуит проявляет гнев – ударяет кого-то или истерит — он не наказывается. Родители ждут, пока он успокоится, а потом, в подходящий момент, устраивают драматизацию. Играют сцену. Короче говоря, это когда родитель демонстрирует, что случится, если ребенок будет вести себя плохо. С учетом реальных последствий такого поведения.
Все мамы-инуиты упоминают одно золотое правило: не кричи на маленьких детей. Традиционное воспитание у инуитов невероятно заботливое и нежное. Если бы вы взяли все стили воспитания по всему миру и оценили их по мягкости, подход инуитов, вероятно, занял бы первое место. (У них даже есть специальный поцелуй для младенцев, когда вы прижимаетесь носом к щеке и нюхаете кожу.)
Инуиты считают, что ругаться или даже говорить гневным тоном — это неприлично. И это легко понять. Подумайте сами, маленькому ребенку не лучше от того, что вы повышаете голос. Это просто заставит ваше собственное сердце биться сильнее. Даже если ребенок ударит или укусит, мама-инуит не будет кричать на него. С маленькими детьми часто кажется, что они специально вас дразнят. Но это не так. Они чем-то огорчены, и нужно понять, чем именно. А не орать на ребенка.
Традиционно инуиты считают, что кричать на маленького ребенка унижает его. Бриггс записала, что взрослый как будто теряет контроль; по сути, это опускание себя до уровня ребенка.
Старейшины говорят, что колонизация за последнее столетие очень повредила этим традициям. И поэтому сообщество делает все возможное, чтобы сохранить родительский подход неизменным.
Гута Джоу находится на передовой в этих усилиях. Она проводит занятия по воспитанию детей в Арктическом колледже. Ее собственный стиль воспитания настолько мягкий, что она даже не считает, что ребенку нужно давать тайм-аут за плохое поведение. У инуитов не принято наказывать детей, даже перерывом в общении. Когда европейцы говорят: «Иди и подумай о том, что ты только что сделал. Сиди в своей комнате, пока не поймешь!» – инуиты с таким посланием абсолютно не согласны. Они говорят: «Так вы не учите детей думать. Вместо этого вы учите детей убегать».
«Кричать на ребенка и говорить: «Подумай о том, что ты только что сделал. Иди в свою комнату! Я не согласна с этим. Мы так не воспитываем наших детей. Вместо этого мы учим их решать проблемы мирным путем».
А вы учите детей злиться, говорит клинический психолог и писательница Лора Маркхэм. «Когда мы кричим на ребенка или даже угрожаем ему, мы приучаем его к тому, что крик и агрессия — это способ решения проблем. Вот как это закрепляется в его голове», — говорит Маркхэм.
Напротив, родители, которые контролируют свой гнев, помогают своим детям научиться делать то же самое. Маркхэм говорит, что дети учатся эмоциональному регулированию у нас. Может ли политика инуитов «не кричать» стать их первым секретом воспитания детей, которые могут сохранять спокойствие? «Абсолютно», — говорит она.
Но если не скандалить и не говорить резким тоном, то как воспитывать? Как не допустить, чтобы ваш трехлетний ребенок не побежал на дорогу или не ударил другого малыша? Инуиты на протяжении тысяч лет используют древний метод — рассказывание историй. Это не просто басни с поучением. Это устные повествования, которые формируют поведение детей и иногда даже спасают им жизнь.
Например, как инуиты учат детей держаться подальше от океана, где они могут легко утонуть? Вместо того чтобы кричать: «Не подходи к воде!», они используют предупреждающий подход. Мамы рассказывают детям специальную историю о том, что находится внутри воды: «Это морское чудовище с огромным мешком на спине, предназначенным только для маленьких детей. Если маленький ребенок подойдет слишком близко к воде, монстр положит его в свою сумку, утащит в океан и отдаст в другую семью». “Это морское чудовище”, — говорит Джоу, у которого на спине большой мешок только для маленьких детей. “Тогда нам не нужно кричать на ребенка, потому что он и так все понимает” — говорит Джоу.
Истории помогают детям понять, что опасно, а что нет, и как избежать опасности. Это более эффективный способ воспитания, чем просто запреты и угрозы. Среди инуитов существует много народных сказок, которые учат детей хорошим манерам. Например, чтобы заставить детей слушать своих родителей, есть история об ушной сере.
«Мои родители проверяли наши уши, и если там было много серы, это значило, что мы не слушали», — говорит кинопродюсер Майна Ишулутак.
У родителей-инуитов есть много историй, которые помогают детям научиться уважительному поведению. Например, родители говорят своим детям: «Если вы не спросите, прежде чем принимать пищу, длинные пальцы могут протянуться и схватить вас». Есть сказка о полярном сиянии, которая учит детей не ходить без головных уборов зимой. «Наши родители говорили, что если мы выйдем на улицу без шапки, северное сияние оторвет тебе голову и будет использовать ее как футбольный мяч. Раньше мы так боялись!» — говорит Джоу и разражается смехом.
Поначалу эти истории кажутся слишком страшными для маленьких детей. И даже хочется отмахнуться от них, мол, зачем запугивать малышей. Но вместе с тем, устные истории – это человеческая мудрость которая пришла к нам от предков. Вне зависимости от культуры, на протяжении десятков тысяч лет, это ключевой способ обучения. Так почему бы современным родителям не учить историями своих детей — и тому, как себя вести, и культурным ценностям.
Современные группы охотников-собирателей используют истории для того, чтобы научить делиться, уважать оба пола и избегать конфликтов. Это стало известно из недавнего исследования, проведенного после анализа 89 историй из девяти разных племен в Юго-Восточной Азии и Африке.
Исследование показало, что у племени Aгта, охотников-собирателей с Филиппин, хорошие навыки рассказывания историй ценятся больше, чем навыки охоты или медицинские познания.
Сегодня многие американские родители передают роль рассказчика историй на аутсорсинг компьютерам и другим гаджетам, не упускаем ли мы при этом простой и эффективный способ дисциплинирования и изменения поведения? Могут ли маленькие дети как-то “запрограммироваться” на обучение с помощью историй?
“Я бы сказала, что дети хорошо учатся благодаря рассказам и объяснениям”, — говорит психолог Дина Вайсберг из Университета Вилланова, которая изучает, как маленькие дети интерпретируют художественную литературу. “Мы лучше всего учимся на том, что нам интересно. А в историях по своей сути есть много того, что гораздо интереснее, чем в простых утверждениях”.
Истории с элементами опасности привлекают детей, как магниты, говорит Вайсберг. И они делают такое напряженное занятие, как дисциплинирование, в игровое общение, которое — да, я говорю это — приносит удовольствие.
“Не нужно игнорировать игривость рассказывания историй благодаря историям дети могут видеть, как происходят вещи, которые на самом деле не случаются в реальной жизни. Дети считают, что это забавно. Взрослые тоже.
” Вернувшись в Икалуит, Майна Ишулутак вспоминает о своем детстве на суше. Она и ее семья жили в охотничьем лагере с 60 другими людьми. Когда она была подростком, ее семья переехала в город. “Я так скучаю по жизни в Арктике”, — говорит она, когда мы ужинаем запеченным арктическим гольцом. “Мы жили в дерновом домике. А когда мы просыпались утром, все было заморожено, пока мы не зажигали масляную лампу.”
Ишулутак достает из сумочки вторую книгу Бриггса “Нравоучительная игра инуитов”, в которой подробно рассказывается о жизни 3-летней девочки по имени Чабби Маата.
“Эта книга обо мне и моей семье”, — говорит Ишулутак. “Я Чабби Маата”.
В начале 1970-х, когда Ишулутак было около 3 лет, ее семья пригласила Бриггс в свой дом на шесть месяцев и позволила ей изучить интимные подробности повседневной жизни их ребенка.
То, что задокументировала Бриггс, является основным компонентом воспитания спокойных детей.
Когда ребенок в лагере действовал в гневе — бил кого-то или капризничал — наказания не будет. Вместо этого родители ждут, пока ребенок успокоится, а затем, в спокойный момент, делают неожиданный ход. Разыгрывают драму в лицах. В двух словах, это когда родитель показывает, что происходит, если ребенок плохо себя ведет. Включая реальные последствия этого поведения. Родитель должен разыграть то, что произошло, когда ребенок плохо себя повел, включая последствия такого поведения в реальной жизни.
У родителей всегда был игривый, веселый тон. И обычно представление начинается с вопроса, побуждающего ребенка плохо себя вести. Например, если ребенок бьет других, мама может устроить драму, спросив: “Почему ты не бьешь меня?” Затем ребенку приходится подумать: “Что мне делать?” Если ребенок клюнет на приманку и ударит маму, она не будет ругать или орать, а вместо этого отреагирует на последствия. “Ой, это больно!” — может воскликнуть она.
Мама продолжает подчеркивать последствия, задавая уточняющий вопрос. Например: “Я тебе не нравлюсь?” или “Ты ребенок?” Она доносит идею о том, что удары ранят чувства людей, а “большие девочки” бы не стали бить. Но, опять же, все вопросы задаются с оттенком игривости. Родитель иногда повторяет драму, пока ребенок не перестанет бить маму во время драм и плохое поведение не исчезнет.
Ишулутак говорит, что эти сценки учат детей не реагировать на провокации. “Они учат вас быть эмоционально стойкими, — говорит она, — не принимать все так близко к сердцу и не страшиться подшучивания”.
Психолог Пегги Миллер из Университета Иллинойса поддерживает: “Когда ты маленький, ты понимаешь, что люди могут тебя раздражать, и эти представления учат тебя думать и сохранять равновесие”.
Другими словами, драмы дают детям возможность попрактиковаться в контроле над своим гневом, говорит Миллер, в те моменты, когда они на самом деле не злятся. Эта практика, вероятно, имеет ключевое значение для того, чтобы дети научились контролировать свой гнев. Потому что вот в чем специфика гнева: когда кто-то уже разгневан, этому человеку трудно подавить его — даже взрослым.
“Эта практика, по сути, помогает перестроить ваш мозг, чтобы ему было гораздо легче вызывать другие эмоции [помимо гнева]”, — говорит она.
Эта эмоциональная практика может быть еще более важной для детей,
“У детей бывают самые разные сильные эмоции”, — говорит она. “У них еще недостаточно развита префронтальная кора. Поэтому то, как мы реагируем на эмоции нашего ребенка, формирует его мозг”. Маркхэм рекомендует подход, близкий к тому, который используют родители-инуиты. Когда ребенок плохо себя ведет, она предлагает подождать, пока все успокоятся. Затем в спокойную минуту обдумайте, что произошло с ребенком. Вы можете просто рассказать им историю о том, что произошло, или разыграть ее с помощью двух мягких игрушек, потому что мозг детей все еще развивает схемы, необходимые для самоконтроля. Эти подходы развивают самоконтроль”, — утверждает Маркхэм.
Просто убедитесь, что вы делаете две вещи, когда повторяете плохое поведение, говорит она. Во-первых, вовлекайте ребенка, задавая много вопросов. Например, если у ребенка проблемы с ударами, вы можете остановиться посреди кукольного представления и спросить: “Бобби, он хочет ударить прямо сейчас. Должен ли он?”
Во-вторых, не забудьте сделать так, чтобы это было весело. Как отмечает Маркхэм, многие родители упускают из виду игру как инструмент дисциплины. Однако фэнтезийные игры предоставляют множество возможностей научить детей правильному поведению. Конечно, эта эмоциональная практика более важна и применима для детей, так как детский мозг еще формируется. Но если уж вы решили вкладывать в это силы, то стоит начать с себя. Ведь то, что мы делаем в ответ на эмоции ребенка, формирует его мозг.
“Игра — это их работа. Так они узнают о мире и о своем опыте””, — говорит психолог Маркхэм.
И когда европейские родители только приходят к этому похоже, что инуиты знали это сотни, а возможно, даже тысячи лет.
оригинал статьи NPR
Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.
С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.
Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.
Похожее
Больше на Волчья тропа
Subscribe to get the latest posts sent to your email.