Арапахо — племя коренных американцев, живших на равнинах Колорадо, Вайоминга, Небраски и Канзаса с 17 века. Ранее они жили в Миннесоте, пока европейская экспансия не заставила их двигаться на запад. Это были оседлый, земледельческий народ, живший в постоянных деревнях в восточных лесах. Однако это изменилось с приходом белых колонистов, тогда они двинулись на запад, и племя вынуждено стало кочевым народом, следующим за большими стадами бизонов.
Арапахо называют себя ‘Инуна-ина’, что переводится как “Наш народ”. Их язык унаследован от алгонкинов, как и язык их ближайших соседей, шайеннов. Когда арапахо начали дрейфовать на запад, они вскоре стали близкими союзниками племени Шайеннов, а позже присоединились к Сиу. Их общими врагами были племена Кроу, Пауни, Шошонов и Ютов — и, конечно, белые. Племя арапахо было воинственным народом с восемью тайными воинскими обществами, которые классифицировались по возрасту. У каждого из этих тайных обществ были свои аптечки, в которых содержались различные растительные лекарственные средства и предметы, используемые в ритуалах размазывания(сжигания). В мешочках также находились священные предметы, представляющие духов священных животных для удачи, защиты и силы в бою. Имя Высшего Существа арапахо — «Чеббениафан»
К 1850-м годам группы Арапахо образовали два племени: Северное арапахо и Южное арапахо. Северных арапахо называли Нанк’хаансейн’нан, что означает «Люди полыни». Южных арапахо называли Ноовуненно, что просто означает «Южный народ». Северные арапахо жили по краям гор в верховьях реки Платт, в то время как Южные арапахо двинулись к реке Арканзас.
Дома Арапахо.
Арапахо жили в типи, были построены из деревянных столбов, которые были покрыты устойчивыми к атмосферным воздействиям шкурами животных, таких как шкуры буйволов. Типи имел форму конуса, с закрылками для входа, закругленный у основания и сужающийся к открытому дымовому отверстию наверху. Внутри было мало мебели. Шкуры буйволов использовались для сидения, покрывал и постельных принадлежностей. В центре типи был очаг для приготовления пищи и обогрева. Большинство типи были примерно 12-16 футов в диаметре у основания. Типи соответствовал кочевому образу жизни племени арапахо, поскольку его быстро возводили и легко демонтировали. Племя арапахо перемещалось с места на место, используя сани, называемые волокушами, которые тянули собаки или лошади. До того, как их отправили в резервации, они часто мигрировали, преследуя стада буйволов, поэтому им пришлось спроектировать свои типи так, чтобы их можно было легко перевозить. Целая деревня могла собрать свои дома и вещи и быть готовой к отъезду всего за час.
Охота и питание
Первоначально они использовали собак, чтобы тащить волокуши со своими вещами на них. Когда европейцы пришли в Северную Америку, арапахо увидели лошадей европейцев и поняли, что они могут путешествовать быстрее и дальше с лошадьми, а не с собаками.
Основу питания племени арапахо составляло мясо всех местных животных, на которых можно было охотиться, включая буйволов, оленей, лосей, медведей и диких индеек. К этому мясу добавляли коренья, зелень и дикорастущие овощи, такие как шпинат, степная репа и картофель. К пищевым ресурсам, доступным арапахо, также добавлялись дикие ягоды и фрукты. Когда еды было мало, племя арапахо питалось сушеным мясом буйвола, называемым пеммиканом. Известно, что в трудные времена они также ели своих собак.
Одежда
Женщины Арапахо отвечали за изготовление одежды. Большинство предметов одежды были сшиты из мягких, дубленых шкур оленя (оленья шкура) и буйвола. Одежда часто украшалась краской, иглами дикобраза или бисером. Одежда арапахо как для мужчин, так и для женщин была украшена украшениями, особенно ожерельями и нарукавными повязками.
Одежда мужчин арапахо, состояла из набедренных повязок, туник из оленьей кожи с бахромой или рубашек и леггинсов. Теплые бизоньи шкуры или плащи носили также для защиты от дождя и холода. Взрослые мужчины арапахо также носили расшитые бисером, прямые военные шапки с перьями, украшенные орлиными перьями и бисером, как символ мужества и достижений. Мужчины арапахо носили боевую раскраску во время конфликтов и использовали ее также для религиозных церемоний.
Женщины носили платья до колен и леггинсы. А также носили бизоньи шкуры, чтобы сохранить тепло и сухость. Платья женщин арапахо, которые использовались для особых церемоний, были затейливо украшены бисером. На платьях также были нарисованы символы, отражающие их племенную идентичность и семейные ценности, прославляющие мужественные поступки их мужчин или жертвы, принесенные ради благополучия семьи и племени. Женщины арапахо носили длинные волосы, заплетенные в две толстые косы, украшенные бисером.
Культура и Церемонии
Племя жило вместе небольшими группами, в основном определяемыми рождением. Тем не менее, члены племени могли свободно перемещаться между группами по своему желанию. Раз в год все группы собирались на фестиваль танца Солнца, восьмидневное мероприятие во время летнего солнцестояния. Фестиваль предшествовал большой летней охоте на бизонов. В центре лагеря из деревянных шестов строился большой открытый домик для солнечных танцев, а посередине стоял шест для солнечных танцев. Типи возводились вокруг места танцев большим кругом.
Участники танца постились во время танца и раскрашивали свои тела в символические цвета. Одетые в фартуки, браслеты и браслеты на ногах, танцоры смотрели на Солнце, гипнотически танцуя, прежде чем их насаживали на шест для Солнечного танца с помощью крошечных кольев, воткнутых в кожу. Танцор Солнца не должен был показывать никаких признаков боли во время ритуала и, если сможет это сделать, будет вознагражден видением от Великого Духа.
Ритуалы племени арапахо включали в себя ритуалы размазывания, церемонию Парилки, Поиск видения и Церемонию Танца Солнца. Священная церемониальная трубка (называемая калумет), ритуально набитая табаком, передавалась среди участников на всех священных церемониях арапахо. Калумет часто использовался для заключения мирного договора, отсюда и термин «Трубка мира», но он также использовался для вознесения молитв на религиозных церемониях и на военных советах.
Ежегодный Танец Солнца был их величайшей племенной церемонией, но они также были активными сторонниками религии Танца призраков, когда в 1880-х годах.
Арапахо — очень духовный народ, верящий в единого творца, которого они называют Тейхт. Как и многие коренные американцы, они верят в тесную связь между собой, животными своего мира и землей, на которой они живут. Арапахо также глубоко уважают и ценят мудрость своих старейшин.
К 1840 году арапахо заключили мир с Сиу, Кайова и Команчами, но постоянно воевали с Шошонами, Юте и Пауни, пока их не загнали в резервации.
Когда белый человек продвинулся на запад, арапахо в целом поддерживали дружеские отношения и стали крупными торговцами с белыми людьми. Но по мере того, как темпы экспансии на запад увеличивались, арапахо и другие индейцы равнин оказывались оттесненными все дальше и дальше на запад. Тем временем бизонов, от которых они зависели, пришельцы убивали тысячами и оставляли гнить.
В 1851 году был подписан договор между правительством США и Северными арапахо и Шайеннами, который предоставил племенам земли, охватывающие одну шестую часть Вайоминга, четверть Колорадо и части западного Канзаса и Небраски.
Но золотая лихорадка 1858 года вытолкнула еще больше белых людей на бескрайний Запад, договор с Северным арапахо был разорван. В 1867 году ложа «Договор Медицины» поместила северных арапахо в их нынешнюю резервацию в Уинд-Ривер, штат Вайоминг, к их наследственным врагам, Шошонам.
Южных арапахо поселили в резервации в Оклахоме вместе с южными Шайеннами. Со временем культуры Шайенов и арапахо слились. В 1892 году территория Оклахомы была открыта для белых поселений, и индейцы получили отдельные наделы с правами американского гражданства.
Сегодня северные арапахо живут в резервации Уинд-Ривер к северу от Ландера, штат Вайоминг. Расположенный между живописным хребтом Уинд-Ривер и горами Совиный ручей, заповедник площадью 2,2 миллиона акров разделяют 3500 восточных Шошонов и 7000 Северных арапахо.
В июле 2005 года Арапахо выиграли спорную судебную тяжбу со штатом Вайоминг, чтобы попасть в индустрию азартных игр или казино. 10-й окружной суд постановил, что штат Вайоминг действовал недобросовестно, когда не стал вести переговоры с Арапахо об играх. В настоящее время племя Арапахо владеет и управляет азартными играми класса III с высокими ставками в казино Wind River, казино Little Wind и 789 Smoke Shop и казино. Они регулируются Комиссией по азартным играм, состоящей из трех членов племени. Племя Северных арапахо открыло первые казино в Вайоминге. Между тем, племена Шайенов и Арапахо управляют тремя казино: казино Lucky Star в Клинтоне, казино Feather Warrior в Ватонге и казино Feather Warrior в Кантоне.
Самые известные лидеры и вожди племени Арапахо
Среди самых известных лидеров и вождей племени были:
- Нивот он же Вождь Левая Рука (Niwot он же Chief Left Hand),
- Хоса он же Маленький Ворон (Hosa он же Little Raven)
- Вождь Остроносый (Chief Sharp Nose).
Между различными племенами Равнин велись постоянные сражения, и в конце концов арапахо заключили союз с сиу и команчами. Арапахо поддерживали своих союзников во время великих войн сиу и сражались против армии США во время битвы при Литтл-Бигхорне.
Хронология истории Арапахо
- 1600-е годы: Арапахо жили вместе на востоке возле Великих озер или дальше на север в Канаде.
- 1700-е: Арапахо двинулись на юг, приобрели лошадей и перешли к кочевому образу жизни, используя вигвамы, когда племя разделилось на Северных и Южных арапахо, перебрались в районы Великих равнин.
- 1800-е годы: создание союза с племенами Сиу и Шайеннов.
- 1854: Войны Сиу (1854–1890) в Южной Дакоте, Миннесоте и Вайоминге — борьба за сохранение земель.
- 1851: Первый договор в форте Ларами.
- 1850: Вождь Нивот, что означает Левая Рука, стал вождем племени Южных арапахо.
- 1861: Договор Форт-Уайз предложил племени небольшой участок земли в восточном Колорадо — арапахо отказались подписать договор.
- 1864: Резня в Санд-Крик. Резня Чивингтоном арапахо в Санд-Крик в 1864 году.
- 1865: 1000 воинов альянса атакуют город Джулесбург (Julesburg ) в отместку за резню в Санд-Крик.
- 1865: Экспедиция на Паудер-Ривер (англ. Powder River Expedition), также известная как Война на Паудер-Ривер или Война Коннора — крупномасштабная военная операция.
- 1865: Война Красного Облака (англ. Red Cloud’s War) — вооружённый конфликт между США и лакота, шайеннами и арапахо, с другой стороны, происходивший на территории современных штатов Вайоминг и Монтана с 1866 года по 1868 год.
- 1866: Резня Феттермана (Fetterman Massacre) или Битва сотни убитых (как говорили Сиу).
- 1867: Южные арапахо были переселены в резервацию на Индийской территории (Оклахома). Северные арапахо продолжают боевые действия.
- 1868: Правительство США согласилось оставить форты вдоль Бозменской тропы от Джулесбурга, Колорадо, до золотых приисков в Монтане.аРАПАХО
- 1875: в Блэк-Хиллз в Дакоте найдено золото.
- 1875: Индийским агентам было приказано переселить коренных индейцев из резерваций, что привело к ожесточенному конфликту.
- 1876: Война с буйволами — буйволов бессмысленно убивают на Великих равнинах (более 65 миллионов были уничтожены белыми охотниками), лишая коренных индейцев средств к существованию.
- 1876: Битва при реке Паудер, 17 марта 1876 г.
- 1876: Битва у Бутона Розы (также известная как Битва у Ручья Роузбад ) произошло 17 июня 1876 года на территории Монтаны
- 1876: Битва при Литтл-Бигхорне, 25 июня 1876 года против Джорджа Кастера и 7-го кавалерийского полка.
- 1876: Расселение арапахо (1876–1878)
- 1878: Арапахо вынуждены переселиться в резервацию Винд-Ривер в Вайоминге
- 1890: Последний конфликт северных арапахо с кавалерией США произошел во время Танца призраков Вовоки. Резня у Вундед-Ни (также известна как Wounded Knee Massacre) , была последним крупным вооружённым столкновением между индейцами и армией США, и стала одной из последних битв Индейских войн.
Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.
С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.
Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.
Больше на Волчья тропа
Subscribe to get the latest posts sent to your email.