На лицевой стороне серебряного сертификата Chief Notes за 5 долларов 1899 года был изображен ни кто иной как вождь племени хункпапа, известный как Бегущая антилопа.

Вождь Бегущая антилопа единственный коренной американец на банкнотах

  • Вождь Бегущая антилопа и серебряный сертификат 1899 г. стоимостью 5 долларов

В конце XIX века на лицевой стороне серебряных сертификатов номиналом 5 долларов впервые появился портрет коренного американца. Это был первый случай, когда представитель коренных народов Америки был изображен в качестве центрального персонажа на американских банкнотах что вызвало немало споров.

Купюра вызвала недовольство среди племен Великих равнин, так как на ней был изображен Та-то’-ка-ин’-янь-ка, известный как вождь Бегущая Антилопа, который был лидером племени хункпапа. Он был не только знаменитым воином и дипломатом, но и признанным оратором народа сиу. За свою храбрость в бою он пользовался уважением как среди своего народа, так и среди врагов.

Будучи одним из четырех главных вождей во время войн с индейцами равнин, Бегущая Антилопа в конце концов поссорился с Сидящим Быком, так как считал, что компромисс с белыми отвечает наилучшим интересам его народа. Вместе с другими выдающимися лидерами племени сиу он подписал Мирный договор 1868 года, но позже сожалел об этом решении.

Серебряный сертификат стоимостью 5 долларов. Продано Stack's Bowers, ноябрь 2010. Цена: 40 250 долларов.
281 Фр. 1899 Серебряные сертификаты Серебряный сертификат стоимостью 5 долларов. Продано Stack’s Bowers, ноябрь 2010. Цена: 40 250 долларов.

Что же вызвало возмущение коренных американцев? Дело в том, что вождь Бегущая Антилопа был изображен в головном уборе пауни, а не хункпапа. Граверы из Бюро гравировки и полиграфии объяснили это тем, что настоящий головной убор вождя был слишком высоким для гравюры. Очевидно, они не знали, что лакота и пауни были смертельными врагами на Великих равнинах!

Эта значительная культурная ошибка настолько возмутила сиу, что правительство США решило прекратить выпуск сертификатов номиналом 5 долларов. В результате этого скандала правительство США решило прекратить выпуск этих банкнот. Серебряные сертификаты продолжали использоваться до 1968 года, но банкноты с изображением вождя Бегущей Антилопы больше не выпускались.

Коллекционеры до сих пор обсуждают личность вождя Бегущей Антилопы, а купюры с его изображением пользуются спросом и сегодня. Это подтверждают аукционные цены и статьи, посвященные ему.

В 1978 году журнал Coins назвал это“кульминацией дизайна бумажных денег США”, а Coin World описал их как “самое знакомое изображение коренного американца на бумажных деньгах США”.

Коренные американцы появлялись на валюте США задолго до выпуска этих банкнот в 1900 году. Так почему именно Бегущая Антилопа стал единственным вождем, изображенным на банкнотах?

Почему он?

В своей книге 2012 года «Неудобный индеец» Томас Кинг, канадский и американский активист за права коренных народов, задаётся вопросом, почему не были увековечены такие известные личности, как Сидящий Бык, Бешеный Конь, Джеронимо, вождь Джозеф или Оцеола. Возможно, одного индейца было достаточно?

Ответ, вероятно, прост. Бегущая Антилопа идеально подходил под образ, который американские политики и военные лидеры хотели видеть среди коренных народов: оседлая фермерская жизнь. Его история миротворчества и не противодействие экспансии белых сделала его примером способности индейцев к ассимиляции. Использование его изображения на бумажной валюте, которую в то время многие американцы считали незаконной и «второстепенной», не представляло серьёзного риска для сторонников твёрдых денег.

Его появление на серебряных сертификатах 1899 года номиналом 5 долларов также напоминало о недавнем пограничном прошлом страны. Бюро гравировки и полиграфии (BEP) могло «играть в индейцев», не возвышая имидж сопротивления коренных народов.

 Бегущая Антилопа (Running Antelope, 1821 - 1897). Именно это фото стало прототипом
Бегущая Антилопа (Running Antelope, 1821 — 1897). Именно это фото стало прототипом

Массовое заселение европейцами этого региона началось лишь в середине XIX века, чему способствовала знаменитая Калифорнийская золотая лихорадка. К моменту рождения Бегущей Антилопы было открыто всего несколько торговых постов, которые обслуживали небольшое количество путешественников, направлявшихся к западному побережью. Однако к середине XIX века ситуация значительно изменилась.

Золотая лихорадка оказала значительное влияние как на чеканку монет в США, так и на политику в отношении индейцев. Поселенцы продолжали прибывать на запад, к золотым приискам.

Растущее количество переселенцев привело к периодическим столкновениям, что в итоге привело к заключению Первого мирного договора в Форт-Ларами в 1851 году. Этот договор подтвердил права индейцев на обширные территории и обеспечил путешественникам безопасный проход на запад. Лакота были среди 30 племен, подписавших этот договор. В том же году Бегущая Антилопа стал одним из четырех «носителей рубашек» хункпапа, занимая руководящую должность в своем племени.

В 1850–1860-х годах на территории Равнин и Запада продолжались вспышки насилия. Некоторые племена смирились с жизнью в резервации и позволяли путешественникам безопасно проходить мимо, в то время как другие предпочитали отстаивать свои территории. В 1857 году Бегущая Антилопа, вождь племени хункпапа, спас жизнь скаутам.

Однажды армейское подразделение случайно наткнулось на крупный лагерь хункпапа и, не сумев уйти незамеченным, вступило в конфликт с племенем. Бегущая Антилопа, проявив смелость и мужество, встал на защиту военных. Он громко воскликнул: «Это прекрасный день, чтобы умереть!», что означало его готовность отдать свою жизнь за белых.

Когда завязалась драка, он помог военным уйти невредимыми. Как только армейское подразделение оказалось вне опасности, Бегущая Антилопа вернулся к своим людям с пустыми руками, чтобы показать, что он спас белых не ради ограбления.

В 1867 году Бегущая Антилопа описал свои отношения с американскими колонизаторами: «С тех пор, как мы впервые объединились с белыми, я был верен им всегда и везде. Кожа моего тела красная, но плоть белая, поскольку в течение многих лет я ел белый хлеб».

Он стал фермером, как того хотело правительство США. Десятки отчетов, опубликованных в правительственных документах и газетах, указывают на его ораторское мастерство.

Серия военных поражений от рук Красного Облака, военного вождя племени Оглала лакота, побудила Соединенные Штаты подписать Второй мирный договор в Форт-Ларами, основавший Великую резервацию сиу в 1868 году. Хункпапа лакота сражались бок о бок с Красным Облаком. Бегущая Антилопа был одним из индейцев сиу, подписавших договор. Он получил медаль мира с изображением президента Эндрю Джонсона; годы спустя его визит к следующему президенту приведет к тому, что его изображение будет размещено на американской валюте.

Копия фотографии прогресса, подтверждающего офорт, для штампа серебряного сертификата стоимостью 5 долларов 1899 года. Изображение бегущей антилопы, хункпапа Сиу [на гравюре должно быть Oncpapa, а не Onepapa] Одного из немногих американских индейцев, изображенных на бумажных деньгах США, изображение, использованное для серии серебряных сертификатов 1899 года стоимостью 5 долларов, вызвало много недоброжелательства. На нем был изображен вождь племени сиу Онпапа, бегущий за антилопой, в головном уборе племени пауни, поскольку оригинальный головной убор племени сиу был слишком высоким для гравюры.
Копия фотографии прогресса, подтверждающего офорт, для штампа серебряного сертификата стоимостью 5 долларов 1899 года. Изображение бегущей антилопы, хункпапа Сиу. Одного из немногих американских индейцев, изображенных на бумажных деньгах США, изображение, использованное для серии серебряных сертификатов 1899 года стоимостью 5 долларов. На нем был изображен вождь племени сиу Онпапа, в головном уборе племени пауни, поскольку оригинальный головной убор племени сиу был слишком высоким для гравюры.
Несмотря на молчаливое согласие Бегущей Антилопы, не все хункпапа подписали договор. Сидящий Бык, лидер племени хункпапа, получивший известность в 1866 году, сопротивляясь американским вторжениям на территорию лакота, отказался подписывать. В конечном итоге он стал лидером всех лакота, не подписавших международный договор 1868 года. Он поведет лакота в бой бок о бок с другим легендарным индейским лидером, Бешеным Конем.

В 1872 году Бегущая Антилопа был приглашен в Вашингтон на встречу с президентом Улиссом С. Грантом. Во время визита его сфотографировал Александр Гарднер, который попросил его позировать для двух снимков — в профиль и фронтально.

Одетый в традиционную одежду хункпапа, с тремя длинными перьями в волосах и медалью мира (предположительно той, которую он получил четырьмя годами ранее), снимок был заархивирован в Бюро этнологии, являясь частью коллекции изображений индейцев в традиционной племенной одежде.

На Западе продолжающееся нарушение международного договора привело к новым военным действиям, особенно когда белые поселенцы хлынули в Блэк-Хиллз после того, как в 1874 году было обнаружено золото в нарушение Второго мирного договора в Форт-Ларами 1868 года. Согласно статье 1874 года, опубликованной в Bismarck Tribune, Бегущая Антилопа предсказал захват Блэк-Хиллз. В той же статье утверждалось, что он вместе с другими лидерами коренных американцев “сделал все возможное, чтобы удержать своих молодых людей дома, не вступая в конфликт”.

Вождь Бегущая Антилопа, которого считали терпимым к новым властям, был выбран в качестве центрального персонажа для банкноты достоинством 5 долларов. В ноябре 1899 года гравер Джордж Ф. К. Смилли приступил к работе над созданием изображения Бегущей Антилопы на серебряном сертификате, используя фотографии, сделанные Александром Гарднером в 1872 году. В процессе работы дизайн головного убора вождя был значительно изменён.

Головной убор с тремя перьями, в котором Бегущая Антилопа позировал для Гарднера, оказался слишком высоким, чтобы поместиться в рамку. Вместо того чтобы выбрать новый сюжет или разместить три пера за пределами рамки, Смилли нашёл изображение военного головного убора с перьями и наложил его поверх оригинального. Часто говорят, что это головной убор пауни, хотя исследователи одежды коренных американцев не совсем уверены в этом. Таким образом, Бегущая Антилопа был увековечен на американской валюте в одеянии, которое, не принадлежало его культуре.

В 1922 году, ближе к концу выпуска серебряного сертификата 1899 года номиналом 5 долларов, статья о Бегущей Антилопе появилась во многих газетах по всей стране. Под заголовком “Истории великих индейцев – взгляды Бегущей Антилопы на индейских агентов”, Элмо Скотт Уотсон, профессор журналистики из Иллинойса, поделился отчетом о встрече Бегущей Антилопы с Кастером в 1874 году. Уотсон делает серию противоречивых заявлений, которые дают представление о том, как белые американцы воспринимали Бегущую Антилопу и других лидеров коренных народов.

Уотсон утверждает, что Бегущая Антилопа и его люди пришли к Кастеру просить милостыню и обвинили всех индейских агентов в нечестности. Он описывает ужин после совета, где Бегущая Антилопа, наевшись всего, что было на виду, опустошил тарелки и смахнул остатки угощения в складки своей мантии, превратив ее в своеобразный вещмешок.

Затем Уотсон отмечает, что, хотя Бегущая Антилопа не научился манерам за столом, он был первоклассным бойцом. Статья завершается размышлением о “систематических убийствах”, которые обеспечили ему высокую репутацию среди соплеменников как воину и среди белых как оратору.

По словам Уотсона, Бегущая Антилопа был одновременно обжорой и воином, неспособным прокормить свой народ, но обладающим огромной боевой доблестью. Статья оплакивает упадок великого воина, прославляет насилие между индейцами и игнорирует “систематическое убийство” коренных жителей Кастером и нацией, которую он представлял. Многие комментарии Уотсона отражают то, как аудитория воспринимала Бегущую Антилопу.

Филип Шеридан, возможно, думал, что единственный хороший индеец – это мертвый индеец, но Бюро гравировки и полиграфии сочло индейца достаточно хорошим для серебряных сертификатов.

Заключение

Несмотря на свою ассимиляцию, Бегущая Антилопа, позже сожалел о своем согласии на американскую колонизацию.

В то время, когда многие из его людей ополчились против вторгшихся белых поселенцев, Бегущая Антилопа подружился с ними, полагая, что компромисс с белыми - лучший вариант действий. О своем решении он позже пожалеет.
В то время, когда многие из его людей ополчились против вторгшихся белых поселенцев, Бегущая Антилопа подружился с ними, полагая, что компромисс с белыми — лучший вариант действий. О своем решении он позже пожалеет.

Форрест У. Дэниел в своем рассказе о жизни Бегущей Антилопы 1969 года упоминает, что в 1888 году Федеральная комиссия посетила Стэндинг-Рок, чтобы обсудить покупку части земель в резервации в соответствии с Законом Доуза. Дэниел перефразирует слова Бегущей Антилопы, сравнивающего свою историю отношений с правительством с прекрасной коровой:

“Много лет назад великий отец захотел получить кусочек нашей земли и позвал своих детей на реку Миннесота; у него там был очень красивый теленок, которого он предложил обменять на земли индейцев. Мы очень хотели теленка и отказались от наших земель, но теленка не получили. Когда великий отец захотел получить больше нашей земли, он позвал нас в Янктон. Теленок вырос в очень красивую телку, и он предложил обменять телку на земли, которые он хотел; мы согласились, и великий отец получил землю, но мы не получили телку. Затем пришло время, когда ему захотелось больше нашей земли, и он позвал нас в Ларами; телка теперь стала великолепной коровой; у нее были прекрасные рога и ласковые глаза; ее бока были круглыми и жирными, и она давала много молока. Мы ее очень хотели, и когда великий отец предложил эту корову за нашу землю, мы снова согласились, но великий отец получил землю, а мы не получили корову. Теперь вы пригнали сюда старую тварь, у нее отморожен хвост, сломаны рога, она высохла и не дает молока, и мы думаем, что не хотим торговать ”

Когда Бегущая Антилопа умер в 1897 году, он не знал, что его отношения с правительством еще не закончились. Его фотография, сделанная во время поездки, целью которой было “исправить ошибки [правительства]”, была обнаружена в Бюро этнологии, изменена в соответствии с эстетическими предпочтениями BEP и применена к валюте, которую многие в то время считали бесполезной. Стремясь к идентичности, чтобы разработать параметры того, что значит быть американцем, использовали изображения коренных американцев, пытаясь вернуть аудиторию в “более простые времена”. В этой рамке Бегущая Антилопа был мощным и действенным символом, использованным в определенный момент, чтобы вызвать определенные чувства, не угрожая при этом предпосылкам имперского проекта Америки или основополагающим предположениям, лежащим в основе ее денежной системы.

Изображение Бегущей Антилопы продолжает иметь символическую ценность и сегодня. Серебряный сертификат серии 1899 года номиналом 5 долларов занял 10-е место в списке 100 величайших банкнот американской валюты.

Высоко ценимые коллекционерами бумажных денег США, эти серебряные сертификаты часто появляются на аукционах и могут стоить очень дорого, особенно за экземпляры с низкими или необычными серийными номерами или  со значительными ошибками. Даже обычные банкноты, находящиеся в обращении, обычно продаются за сотни долларов. Эти высокие цены побудили Томаса Кинга, автора-активиста, который задавался вопросом об портретов других лидеров коренных американцев, заметил: “Я очень хотел такую купюру для стены своего офиса, пока не обнаружил, что в хорошем состоянии купюра может стоить тысячи долларов.”
Источники:
www.silver.com  
www.coinweek.com
www.govmint.com

 

Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.

С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.

Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.


Больше на Волчья тропа

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.