Коренная американка из племени Васко

Принудительная стерилизация индейских женщин 1970-е годы.

Коренна американка из племени Васко
Ида Пламер Валулутум была коренной американкой из племени Васко, жившего в Уорм-Спрингс, штат Орегон. 2013 г. (фото: Х. Тревор Бут или М. Харрис Коул Музей мировых культур)

Мало кто знает о законе 1970 года принятом в США, который привел к массовой принудительной стерилизации индейских женщин. В 1970-х годах врачи в Соединенных Штатах провели стерилизацию от 25 до 42% женщин из числа коренных американцев детородного возраста, некоторым из девушек было всего 11-15 лет.

Теперь вернёмся в историю. После того как федеральное правительство вынудило американских индейцев сорваться с обжитых земель и перебраться в резервации, эта  ситуация привела к каскаду катастроф в области здравоохранения. Коренные народы столкнулись с трудностями жизни в резервациях, федеральное правительство начало кампанию по их ассимиляции — или американизации. Вместо того чтобы убивать индейцев с помощью физического насилия, что было характерной чертой федеральной политики как это было в 1870-х годах, политики и реформаторы решили уничтожить все признаки индейской принадлежности: язык, одежду, культурные и духовные практики. В этом контексте федеральное правительство криминализировало местных целителей и акушерок. Под давлением  чиновников обрядовые практики, включая церемонию совершеннолетия женщин, были ограничены, загнаны в подполье или прекращены.

К 1900 году население американских индейцев достигло количества менее чем в четверть миллиона человек. Младенцы и дети были особенно уязвимыми к болезням и смерти. По подсчетам одного правительственного чиновника в 1916 году примерно три пятых индейских младенцев умирали в возрасте до 5 лет. Во многих резервациях женщины, стремясь сохранить  племя, рожали больше детей, несмотря на ухудшение своего здоровья. Историк Фредерик Хокси утверждал, что «только поддержание чрезвычайно высокого уровня рождаемости» спасло их нацию от полного уничтожения и «падения в небытие».

В 1910-х годах правительство пыталось заставить индейских женщин рожать под присмотром врачей, в государственных больницах, отойти от акушерок и передать роды в ведение федерального правительства. К середине века, когда роды на самом деле переместились в больницы. Американское правительство получило полный контроль над тем, где рожают туземные женщины, с кем они рожают, какие варианты планирования семьи им доступны и так далее.

В начале 20 века популярность евгеники резко возросла, многие штаты ввели законы об обязательной стерилизации. В Вирджинии Закон о расовой целостности 1924 г. поощрял сексуальную стерилизацию цветных больных находящихся в лечебных учреждениях, чтобы способствовать «здоровью пациента и благополучию общества». В том же году Кэрри Бак, «слабоумная женщина», помещенная в психиатрическую лечебницу, предоставила государству прекрасную возможность проверить законность своего нового закона. Судья Верховного суда Оливер Венделл Холмс-младший написал: «для всего мира будет лучше, если вместо того, чтобы ждать казни выродившихся потомков за преступление, или позволить они голодать из-за своего слабоумия, общество может помешать тем, кто явно непригоден, продолжать свой род ».

По мере того, как федеральному правительству становилось все труднее игнорировать неудовлетворительные условия здравоохранения во многих резервациях, Управление по делам индейцев начало строить примитивные больницы, сотрудники которых поощряли местных женщин использовать их для родов. К 1950—м годам, когда была создана Индейская служба здравоохранения, подавляющее большинство туземных женщин рожали в больницах.

Брошюра из Министерства здравоохранения США
Это была брошюра, созданная Министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения (HEW), чтобы призвать женщин коренных американцев иметь меньше детей. Левая показывает, какими были бы родители до принятия продвигаемой практики планирования семьи (уставшие и с ограниченными ресурсами) и после (счастливые и богатые).

В соответствии с Законом об экономических возможностях 1964 года HEW ( Hewitt Associates – Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения)  и другим федеральным агентствам было поручено управлять программами планирования семьи для бедных и малоимущих слоев населения. В соответствии с этой политикой IHS (Indian Health Service — Индейская служба здравоохранения) начала предоставлять услуги по планированию семьи коренным американцам в 1965 году. IHS была создана для выполнения договорных обязательств США по обеспечению здравоохранения коренного населения континента в 1958 году. Агентство, исторически недофинансируемое, никогда не оказывало адекватного уровня медицинской помощи коренным жителям.  В то время как директива подчеркивала, что «планирование семьи» должно включать информацию о различных типах контроля над рождаемостью и их побочных эффектах, реальность услуг быстро перешла от контрацепции к евгенике.

Закон субсидировал стерилизацию для пациентов, получавших медицинскую помощь через Индийскую службу здравоохранения и для пациентов «Медикейд», и для чернокожих, и для латиноамериканских женщин. Следует отметить, что IHS на самом деле предоставляла медицинскую помощь, коренному населению, но финансирования всегда не хватало, и медперсонал в основном были белые люди, которые в то время поддерживали теорию о том, что коренные жители и цветные люди были морально, умственно и социально неполноценны.

Перегруженные работой федеральные сотрудники IHS рассматривали высокий уровень рождаемости коренных американцев как проблему, которая может быть решена только с помощью крайних методов планирования семьи. Историк Джейн Лоуренс пишет, что некоторые врачи IHS «не верили, что у американских индейцев и других женщин из числа меньшинств есть интеллект, чтобы эффективно использовать другие методы контроля рождаемости», и считали, что именно слишком большое количество коренного населения является проблемой в стране приносящее с собой бедность и криминал.

За шесть лет, последовавших за принятием Закона о службах планирования семьи и демографических исследованиях 1970 года, врачи стерилизовали примерно 25% женщин детородного возраста из числа коренных американцев, и есть данные, свидетельствующие о том, что на самом деле эти цифры были еще выше. По самым поверхностным подсчетам принудительная стерилизация коснулась в течение 1970-х годов примерно 70 000 индейских женщин, часто без их согласия или ведома.  Стерилизация зачастую проводилась под психическим давлением, принуждением, без ведома или полного понимания всей сути происходящего женщин, которых часто убеждали, что эта процедура обратима.

Есть документально подтвержденные  случаи, когда  две 15-летние туземные девочки из Северной резервации Шайенн в Монтане поступили в местную клинику на тонзилэктомию и были выписаны с перевязкой маточных труб. Часто случалось, что больные поступали на такие операции как лечение переломов или удаление аппендицита, а позже выяснялось, что они утратили способность рожать детей.

Информационный бюллетень
Информационный бюллетень, якобы оповещающий о методах планирования семьи

Даже после того, как в 1974 году был принят закон, призванный защитить женщин от принудительной стерилизации, жестокие методы контроля рождаемости  продолжались. Только за период с 1970 по 1976 год было стерилизовано от 25 до 50 процентов женщин-индейцев. В то время как процедуры стерилизации должны были быть представлены только как один из многих вариантов контрацепции, индейских женщин часто принуждали или обманом заставляли подписывать бланки об отказе от других вариантов.

Перепись 1970 года показала, что средняя коренная американка рожала  3,29 ребенка, в то время как средние показатели по  США составляла 2,48 ребенка. После окончания периода принудительной стерилизации перепись 1980 года показала, что среднее число детей, рожденных на одну коренную женщину, резко сократилось до 1,3 ребенка.

Движение американских индейцев (AIM) впервые обнаружило доказательства продолжающейся недобровольной стерилизации женщин-индейцев в отчетах  после того, как они получили должность в Бюро по делам индейцев в 1972 году. Через четыре года после того, как эта практика была раскрыта, Счетная палата правительства США начала расследование. При обследовании четырех мест IHS они обнаружили, что в период с 1973 по 1976 год было проведено 3406 процедур стерилизации коренных женщин в Абердине, Альбукерке, Оклахома-Сити и Фениксе.

Для коренных жителей недавняя и болезненная история, которую они стараются не вспоминать. Следует отметить, что женщины считаются священными в туземных культурах, они дарят жизнь. После того как они узнали что были стерилизованы и не могли иметь детей прокатилась волна самоубийств, среди подвергшихся процедуре стерилизации огромное число женщин начали принимать алкоголь. Многие ставшие жертвами, с трудом обсуждают свои истории, и их часто заставляют молчать. Узнав о политике IHS, британский режиссер Лорна Такер решила снять документальный фильм; ей потребовались годы, чтобы укрепить доверие среди членов сообщества, прежде чем они открыто рассказали о своем опыте. В настоящее время фильм «Ама» демонстрируется в Великобритании.

Героиня фильма "Ама"
Героиня фильма «Ама», коренная американка Джин Уайтхорс, рассказывает о пережитом.

По сей день, коренные жители опасаются IHS. Четверть коренных жителей сообщили о том, что подвергались дискриминации при обращении к врачу или в поликлинику. Кроме того, IHS по-прежнему недофинансируется; процедуры, которые не являются жизненно важными для «жизни и здоровья», редко получают одобрение. Следует отметить тот  факт, что IHS не признала себя виновными и  никогда не приносила извинений коренным жителям Америки за свои действия. Если вас интересует история индейцев можете также прочесть историю Ханны Дастон сделавшей её американской героиней.

Я представитель одного из малочисленных народов Сибири. Я выросла далеко от родных земель и к сожалению, почти ничего не знаю о своих корнях.

С детства я увлекалась историей и мифологией, и часто представляла, каким был бы мир без вмешательства европейцев в культуру коренных народов. Эти размышления привели меня к желанию глубже изучить и понять свою идентичность.

Моя цель — не только узнать больше о коренных народах, но и поделиться этими знаниями с другими. Я верю, что понимание и уважение к коренным культурам может помочь сохранить их уникальность и богатство. В своих статьях я стремлюсь рассказать о традициях, верованиях, истории и современности коренных народов мира, чтобы помочь другим людям лучше понять и ценить это культурное наследие.


Больше на Волчья тропа

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.